Музей Бартольди (1834-1904) расположен в двух шагах от дома «Пфистера» , в доме где скульптор прожил два первых года своей жизни. Далее в связи со смертью его отца, мать с детьми переезжают в Париж, однако дом в Кольмаре сохраняет в котором с 1922 г. располагается музей в его честь.
В Париже после начальной образовательной школы Бартольди поступает в лицей где изучает архитектуру и заканчивает его со степенью бакалавра в 1852 году. В начале своей карьеры Огюст широко изучал искусство. Он часто посещал художественную студию Ари Шеффер. А так же был учеником скульптора Антуана Этекс.
В 1855 году Бартольди в группе с еще несколькими художниками отправляется на Ближний Восток. После посещения пирамид и Сфинкса в Гизе (Египте), он окончательно определяется со своим творческим будущем. По возвращению во Францию Бартольди начинает карьеру скульптора в Кольмаре. Его первое произведение — памятник генералу Раппу, воздвигнутый в 1856 году.
В 1865 году французский писатель и учёный Эдуард Рене Лефевр де Лабулэ предлагает Бартольди спроектировать памятник представляющий свободу и демократию Соединенных Штатов Америки. Несмотря на то что скульптору очень импонировала эта идея, он по различным причинам не смог ее реализовать в тот период.
В 1869 году египетское правительство выразило заинтересованность в разработке маяка для Суэцкого канала. Маяк задумывался как огромная статуя у входа в Суэцкий канал в виде египетской крестьянки, с кувшином или так называемым в Египте «балласом» в руках, в котором носили мед, сыр или оливки еще со времен фараонов. Статуя должна была стать символом достатка в Египте. Однако идеи не суждено было воплотиться в связи с тем что не было достаточно денег на этот проект.
Во время франко-прусской войны 1870 года служит адъютантом у командира эскадрильи Национальной гвардии Джузеппе Гарибальди. Отвечает за связи с правительствoм, в частности за удовлетворение потребностей армии из Вогезов.
В 1871 году по просьбе Эдуарда Рене Лефевр де Лабулэ и франко-американского союза, Бартольди совершает свою первую поездку в США с целью выбора места расположения будущей статуи Свободы. Скульптор в проектирование статуи берет уже имеющиеся разработки из задуманного ранее для Суэцкого канала. Задумывалась она к столетнему юбилею Декларации Независимости в 1876 году.
К 1875 году Огюст проникается идеями масонства и вступает в в «Эльзасско-Лотарингскую» ложу. В этом же году начинает строительство Статуи Свободы. Полное название которой
«Свобода, озаряющая мир» (Liberty Enlightening the World).
В 1882 году Бартольди удостаивается Ордена Почетного легиона.
Существует версия, по которой лицо статуи свободы принадлежит матери скульптора, а тело натурщице, его любовнице, а по не подтвержденным данным, официальной жене: Изабелле Бойер, красивой вдове Исаака Зингер (создателя и предпринимателя в области швейных машин). «Она освободилась от неловкого присутствия её мужа, который оставил её лишь с самыми предпочтительными в обществе атрибутами: состоянием… и детьми. С самого начала своей карьеры в Париже она была общеизвестной личностью. Будучи красивой французской вдовой американского предпринимателя, она оказалась подходящей моделью для статуи Свободы Бартольди».
Бартольди нужна была помощь инженера для решения конструктивных вопросов, связанных с сооружением такой гигантской медной скульптуры. И это было возложено на будущего создателя Эйфелевой башни — Гюставу Эйфелю.
28 октября 1886 г. происходит торжественное открытие памятника в Нью-Йорке. Это последний визит Бартольди в США.
Высота от земли до кончика факела — 93 метра, включая основание и пьедестал. Высота самой статуи, от верха пьедестала до факела — 46 метров.
Внутри статуи сконструированы 356 ступеней до короны. В короне расположено 25 окон, которые символизируют земные драгоценные камни и небесные лучи, освещающие мир. Семь лучей на короне статуи символизируют семь морей и семь континентов (модель семи континентов популярна в Китае, Индии, частично в западной Европе и в англоговорящих странах). Из короны открывается обширный вид на нью-йоркскую гавань. В музее, расположенном в пьедестале, находится выставка истории статуи.
За период работы над Статуей Свободы, Бартольди успевает создать много различных памятников и скульптур в США и Европе. Самые известные из них:
*Фигуры четырех трубящих ангелов в церкви в Бостоне, США, 1874 г.
*Статуя генерала Лафайета в Нью-Йорке, США, 1876 г.
*«Фонтан Капитолия» в Вашингтоне, США, 1878 г.
*«Бельфорский лев» в Бельфоре, Франция, 1880 (уменьшенная копия находится на площади Данфер-Рошро в Париже) г.
*Статуя Дидро на площади Дидро в Лангре, Франция, 1884 г.
*Статуя Свободы в Нью-Йорке, США, 1886 г.
Многие произведения Бартольди находятся в Кольмаре.
Cтатуя генерала барона Лазаруса Швенди на площади «Старой таможни».
Памятник Густаву-Адольфу Хирну
В центре парка «Марсово поле» стоит статуя французскoмy военнoмy и государственнoмy деятелю, адмиралy Арманy Жозефy Брюа.
Фонтан со статуей винодела на стыке стен Крытого рынка.
Бартольди умирает от туберкулеза 4 октября 1904 года.
Маршрут прохода от дома «Пфистера» до музея Бартольди