23.07.2018     0
 

Еврейский Ротенбург


В 1180 году еврей из Ротенбурга по имени Самуэль Бискоф впервые упоминается в источниках Вюрцбурга. Эта запись скорее всего указывает на существование еврейской общины, в первом поселении Ротенбурга (около 1147 г.).
История города полна периодов относительной толерантности, но также и того времени, когда еврейских горожан жестоко преследовали и убивали.

Kapellenplatz — первый еврейский квартал
В районе современного Капелленплац, евреи Ротенбурга 13-го века жили в благоприятной экономической обстановке. У них была синагога, двухэтажная школа Талмуда с 21 комнатой, Миква и общественный центр. Кладбище находилось за пределами старой северной городской стены. Еврейское население составляло чуть менее 10%.

В еврейской общине были жители с необходимыми еврейскими специальностями — пекарь, мясник, школьный учитель, врач, кантор (хазан), равин, портной, парикмахер. Евреям был закрыт доступ к большинству источников дохода, кроме ростовщичества. С 13-го по 15-ый вв. доходы от денежных ссуд были основным источником существования евреев Германии, да и во всей Европе. Эта особая позиция и выполнение религиозных обязанностей препятствовали дальнейшей интеграции в христианское население.

Сообщество первого еврейского квартала постоянно перестраивалось как по собственной воле, так и под давлением извне. Оно подверглось нескольким волнам преследования: так называемый мясной погром 1298 г., антисемитские беспорядки в 1336-1342 и в 1348-49 гг., когда евреев под предлогом обвинения в чуме убивали, если они не смогли убежать вовремя из
своих собственных домов.

Раввин Меир бен Барух.
На стене Kapellenplatz №5 установлена мемориальная доска в честь самого известного раввина города — Меира бен Барух, который родился около 1215 года в Вормс. Он учился в Вюрцбурге, Майнце и Париже с лучшими еврейскими учителями своего времени. В 1239 году папа римский Григорий IX распорядился изъять у евреев все экземпляры Талмуда. Людовик IX Святой, в 1240 году в связи с этим организовал «диспут христиан и иудеев» (точнее, католических и иудейских священнослужителей), по итогам которого священная книга последователей иудаизма была осуждена. Однако результат диспута был ясен с христианской стороны с самого начала: иудаизм должен был оказаться ниже (мягко говоря). Раввин Меир был потрясен, увидев, как в Париже были сожжены 24 вагона талмудической литературы. Впоследствии несколько раз повторялись менее масштабные акции по всей Европе.

Раввин Меир вскоре приехал в Ротенбург и собрал там очень большую группу учеников. Почти сорок лет рабби Меир работал в Ротенбурге. Но в 1286 году он решил эмигрировать, возможно, в эрец Исраэль. Возможные причины эмиграции могли быть высокие налоги Габсбургов, или обвинения в ритуальных убийствах, которые были придуманы в то время христианами против евреев. По пути в Венецию рабби Меир и его семья были преданы и арестованы, потому что они хотели уехать без разрешения. Семь лет провел Меир в заложниках в башне крепости Энсисхайм в Эльзасе. Он запретил еврейским общинам выкупать его. 27 апреля 1293 года рабби Меир умер в неволе. Только четырнадцать лет спустя купец Александр бен Шломо из Вимпфена использовал всё свое состояние, чтобы вызволить останки рабби Меира и придать погребению на еврейском кладбище в Вормсе. В последствии Александр был похоронен возле рабби Меира.

После падения еврейского квартала в Капелленплаце около 1349 года в налоговых отчетах регистрация еврейского населения вновь появилась начиная с 1375 года. Известные раввины второго периода развития общины были раввин Мендель и раввин Исраель бен Исаак. Во время правления городом бургамистром Генрихом Топплером, евреи принадлежали к богатым и высокооплачиваемым горожанам, вместе с тем они платили специальные налоги от преследований. Деньги использовались для строительства второй городской стены, что также является косвенным свидетельством еврейского прошлого Ротенбурга. Евреи поселились на севере города. Квартал получил название Юденгасс примерно в 1377 годy. Двенадцать фахверковых домов были построены до 1500 года.

В 1404 году была построена новая синагога, а старая переделана под нужды бедных слоев населения и больных гoрoжан. Дома на Капелленплац, к сожалению, были уничтожены во время бомбежки 31 марта 1945 года.

В прежние времена Judentanzhaus, построенный около 1400 года в «новом» еврейском квартале стоял рядом с белой башней. Нынешнее здание было перестроено после Второй мировой войны.
Евреи и христиане жили здесь бок о бок. Квартал не был гетто.

До сих пор здесь можно видеть в доме № 15/17 две округлые дверные арки, которые выглядят как скрижали. В подвале дома № 10 находится небольшая, около двух метров глубокая микве (ритуальная баня). Вероятно, в этом же здании была так же пекарня мацы. Дом № 12, возможно, был мясной лавкой, а № 19/21 или № 23/25 — еврейской школой.

Сейчас неподалеку разбит маленький сквер с мемориальной доской о великом и знаменитом раввине этого города — Меирe бен Барухe, а так же мемориальной доской на небольшом постаменте в память убитых евреев в годы правления Гитлера, и еще десятью еврейский надгробий 14-го века, встроенных в стену сада. Они были спасены с бывшего еврейского кладбища, на месте которого в настоящее время расположена парковка. Кладбище было разрушено во время второй мировой войны…

После смерти Топплера, еврейское население было вновь обременено новыми и очень высокими налогами. В результате евреи стало бедствовать и многие уезжали из города в поисках лучшей жизни. Были также религиозные репрессии. Фанатический проповедник Йоханнес Теушлейн подстрекал христианское население против евреев. В конце 1519 года городской Совет принял решение о том, что евреи обязаны покинуть город.

В 1861 году все евреи в Баварии получили разрешение на выбор места жительства. Первыми евреями, поселившимися в Ротенбурге в 1870 году были семьи Хьюманн и Страуз из Нидерштеттен. В 1875 году восемь семей основали религиозную общину и назначили Моисея Хофмана из Зекендорфа в качестве религиозного учителя. Он работал в Ротенбурге более пятидесяти лет. Количество прихожан к 1910 году выросло до ста жителей (с общим населением 8,612 человек в Ротенбурге). К 1933 году число еврейских граждан снова сократилось до 45 человек.

Ротенбургские евреи нового времени были преимущественно торговцами. Были торговцы текстилем (например, Heumann & Strauss), торговцы кожаными товарами (Westheimer), мясник, архитектор и религиозный учитель. Они были социально привержены городу. Например, председатель конгрегации Карл Уимфхаймер был членом муниципального совета бедных.

Все это время вплоть до прихода к власти национал-социалистов, в городе постоянно была антисемитская пропаганда, хотя и не настолько явная. С приходом к власти Гитлера все обострилось и яд антисемитизма растекся повсеместно. Еще до Хрустальной ночи (9-10 ноября 1938 года) синагога была разрушена, а евреи изгнаны и убиты. Некоторым удалось бежать из Германии, другие погибли в концентрационных лагерях.

источник
источник


Об авторе: Мила

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *