Этот памятник посвященный Юлиану и Герарду, работа Антала Кароя, расположен рядом с самым популярным местом Будапешта, Рыбацким бастионом . Однако находится настолько в сторонке, что вряд ли о нем знают, по крайней мере туристы.
Юлиан Венгерский, живший в XIII веке, с детства мечтал стать путешественником. Став монахом-доминиканцем и прочитав много книг он решил воплотить свою мечту. Но к этому времени он четко определился с направлением своего путешествия. Юлиан решил отправиться на восток, в поисках Великой Венгрии (Magna Hungaria), туда откуда пришли на Дунай венгры.
Небольшое историческое отступление… Распространено венгерское предание, записанное в конце XII века. Оно рассказывает о пути движения мадьяр с востока в Паннонию (современную Венгрию): «В 884 году, пишется там, от воплощения Господа нашего семь вождей, называющихся «Hetu moger», вышли с востока, из земли Сцитской. Из них вождь Almus, сын Igeic, из рода короля Magaog, вышел из той страны вместе со своей женой, сыном Арпадом и с великим множеством союзных народов. После многодневного шествия по пустынным местам они на своих кожаных торбах переплыли реку Этыл (Волгу) и, нигде не находя ни сельских дорог, ни селений, не питались изготовленными людьми кушаньями, как был обычай у них, но наедались мясом и рыбами, покуда пришли в Суздаль (Россию). Из Суздаля они шли в Киев и потом через Карпатские горы в Паннонию, чтобы овладеть наследством Аттилы, прародителя Алмуса» (Е.И.Горюнова. «Этническая история Волго-Окского междуречья»)
И вот мечта Юлиана воплотилась в жизнь. Была организована экспедиция в составе четырех монахов доминиканцев: сам Юлиан, Герард, Иоанн и Яков. Они отправились в путь с заданием государственной важности, вернее их было два. Первое — найти «Великую Венгрию». Второе — узнать как можно больше о устрашающих мир монголах шедших на запад из Азии.
Путь Юлиана и его монахов был очень длинным и временами опасным. Они прошли через Секешфехервар, Печ, Белград, Ниш, Софию, Филиппополь (Пловдив) и Адрианополь (Эдирне), доминиканцы за месяц достигли Констанинополя (Стамбул). На корабле через Черное море добрались до Таманского полуострове в город Матрика (жившие здесь русские называли его Тьмутаракань, а ныне здесь расположена станицы Тамань). Город когда то очень людный и шумный оказался пустым, оставшиеся жители говорили что это в следствии воинственных нападений на близлежащие поселения…Так Юлиан получил первое виртуальное знакомство с монголами.
Путешественники продолжили свой путь вдоль реки Кубани, от её изгиба повернули на северо-восток и в конце сентября достигли страны аланов (средневековое государство в предгорьях Северного Кавказа). В те времена здесь жили и христиане, и язычники. У большинства жителей были христианские имена, однако и они глубоко в душе оставались язычниками, что в прочем не осталось не замеченным Юлианом. Путешествовать по этой стране можно было только по воскресным дням. Аланы были большими поклонниками воскресенья и поэтому в этот день было безопасно ходить по дорогам абсолютно всем. Во все остальные дни в стране шла междоусобная война. Скорее всего это и стало основной причиной в будущем падения страны под нашествием монголов. Однако пришлых гостей аланцы принимали очень гостеприимно. Поэтому наши герои делали свои переходы только по воскресеньям, а в остальные дни проживали у аланцев.
Команда с большими трудностями добралась до реки Итиль (Волги). А впереди был еще очень и очень далёкий путь…Зима близилась, а еще все ближе и ближе чувствовались монголы и от этого становилось совсем тяжело. И все же Юлиану и его соратникам удалось найти пристанище.
Юлиану ни как не удавалось найти людей готовых помочь ему переправиться за Волгу, деньги заканчивались и было принято решение продать Иоанна и Якова в рабство. Однако это сделать не удалось, времена были тяжелые и для местных жителей, поэтому Иоанн и Яков были отправлены обратно на родину. Юлиан и Герард вынуждены были прождать до середины весны и снова двинуться в путь. К концу весны они добрались до страны, которую местные жители называли Вела. В пути Герард заболел и вскоре умер. Юлиан остался один.
Юлиан смог наняться слугой, и вместе со своим хозяином отправился в Волжскую Булгарию. По дороге он впервые увидел монголов. Они произвели на него большое впечатление: одежда из вывороченных мехом наружу звериных шкур, вооруженные саблями, стрелами, хорошо держались на коне, могли стрелять из лука прямо на скаку. Хозяину Юлиана удалось провести свой караван избежав нападений, потому что у него была пайцза (деревянная дощечка с надписью), а это своего рода гос. документ выдававшийся монгольским правителями и дававшим право безопасного передвижения.
Прибыв в один из больших булгарских городов Юлиан расстался с своим спасителем-хозяином. А вскоре он повстречал женщину, говорящую на венгерском. Она оказалась женой местного жителя и помогла Юлиану с направлением дальнейшего путь в искомую страну. Близ большой реки Этиль Юлиан нашёл людей, язык которых совершенно венгерский: и они его понимали и он их. Будучи принят радушно, доминиканец около месяца прожил среди них. Они были язычниками, промышляли конями и оружием. От них Юлиан получил очень много важной информации о монголах и их планах на Европу. Поэтому ему пришло время возвращаться домой. Юлиан покинул «Великую Венгрию» в конце июня 1236 года.
Путь домой лежал через мордовскую землю, Нижний Новгород, Владимир, Рязань, Чернигов, Киев и Галич, в конце декабря перешел через Карпаты. По прибытию домой Юлиан доложил о проделанной работе королю Беле IV, а весной того же года — в Риме, его донесение папе Григорию IX записал монах Рихард.